Я бухгалтер, имею профильное образование. Работала в двух небольших фирмах — УСН (услуги) и ОСНО (розничная торговля). Общий стаж работы бухгалтером порядка 4 лет. В последнее время находилась в отпуске по уходу за ребенком. Сейчас планирую выходить на работу, стою перед выбором — пойти работать бухгалтером в аутсорсинговую компанию или устраиваться штатным бухгалтером в компанию. Куда лучше? Какие плюсы и минусы того и другого варианта?
Из плюсов работы бухгалтером в аутсорсинговой компании можно назвать следующие:
- Колоссальный опыт работы с разными бизнесами и налоговыми режимами. Причем, на аутсорсе будут не обязательно микропредприятия. Это может быть и малый, и средний бизнес. Возможна как ситуация, что бухгалтер в аутсорсинговой компании ведет 20 компаний, так и несколько бухгалтеров обслуживают одну большую организацию.
- Профсообщество. Работа в команде, состоящей из нескольких специалистов. Как правило, в аутсорсинговой компании работают несколько бухгалтеров. Если это крупная компания, то бухгалтера могут иметь различную специализацию. Помимо бухгалтеров в штате аутсорсинговой компании может быть юрист, налоговый консультант, специалист по трудовому праву. Тем самым, выбирая работу в аутсорсинговой компании, вы попадаете в профессиональное сообщество. В случае возникновений каких-то вопросов всегда можно проконсультироваться с более опытными коллегами.
- Плюс в аутсорсинговых компаниях (в идеале) процессы работы с клиентами регламентированы, отлажены, формализованы. Существуют регламенты, инструкции. То есть, работа бухгалтера на аутсорсе организовывается извне.
- В аутсорсинговой компании, как правило, будут необходимые инструменты и ресурсы — справочно-правовые системы, онлайн-бухгалтерия, подписки на обновления изменений в бухгалтерском учете и налоговом законодательстве.
- Сбором первички занимается кто-то со стороны компании — менедежры или отдельный сотрудник. Бухгалтер-аутсорсер работает с теми документами, которые ему предоставляет компания-заказчик. Штатному бухгалтеру, к сожалению, часто приходится самому собирать недостающие первичные документы. Хотя, при грамотной организации документооборота в компании и этот вопрос решаем.
- Ведение бухгалтерии в рамках законодательства и меньшая зависимость от руководителя. Штатному бухгалтеру зачастую выпадает назавидная роль ведения «серой» бухгалтерии, необходимость приведение налогообложения в соответствии с представлениями собственника.
- Нормированный рабочий день. Часто есть возможность работать на удаленке из дома. У бухгалтеров в штате может быть ненормированный рабочий день или обязанность быть на связи в нерабочее время (зависит, скорее, от компании и касаться может не только бухгалтера). Бухгалтер-аутсорсер имеет право работать и быть на связи в оговоренные в договоре часы.
Из минусов работы бухгалтером в аутсорсинговой компании:
- Большой объем информации, необходимость все держать в голове, работать в режиме многозадачности. Если хотите большей стабильности — это, скорее, в штат.
- Достаточно частые проверки ввиду того, что бухгалтер-аутсорсер работает с теми документами, которые предоставляет ему компания, часто ставится уже перед фактом свершившегося события. Возникают нарушения, которые в случае наличия штатного бухгалтера могли быть предотвращены.
- Аврал в отчетные периоды. Клиенты разные, с дисциплиной у них тоже по-разному. Документы могут предоставляться впритык к срокам сдачи бухгалтерской отчетности.
- Часто возникает необходимость разъяснять нюансы бухгалтерского и налогового учета сотрудникам компаний-заказчиков. Причем, это могут быть какие-то элементарные вещи. Нужно набраться терпения.
Стоит ли бухгалтеру идти в аутсорсинг? Тут важно учитывать мотивацию. Если вы хотите получить опыт работы в разных системах в разных бизнесах, существенно повысить свою квалификацию как бухгалтера, вас не пугает многозадачность и большие объемы информации, вам интересно постоянно узнавать что-то новое, то можно рассмотреть работу в аутсорсинговой компании. Если вы больше тяготеете к стабильности — то в штат.